Анджей Дедевич: Регион-2010 - это уже семья
- Подробности
- Создано 27.05.2016 12:56
- Категория: Интервью
- Просмотров: 5662
В марте мне посчастливилось съездить на ветеранский турнир в Гродно – в гости к "Региону-2010". В перерыве между играми я выцепил на интервью Анджея Дедевича – капитана гродненской любительской команды и, в принципе, ее создателя.
36-летний Анджей никогда не играл на профессиональном уровне в баскетбол, но в НБЛ является одним из сильнейших защитников. Именно Анджей первым в НБЛ оформил квадрупл-дабл, а его команда второй год подряд занимает призовые места во Втором дивизионе.
За полуторачасовую беседу Анджей рассказал о ветеранских баскетбольных турнирах, жизни любительской команды и о своем понимании ситуации в белорусском баскетболе.
– Анджей, какая у вас система ветеранских турниров?
– А тут нет никакой системы чемпионата, нет никаких итоговых турниров. Это международные турниры. Месяцы распределены между городами, все знают, кто и где проводит. Гродно - в марте, Лида - в мае, между нами еще Даугавпилс. Вообще все расписано на 5-6 месяцев вперёд.
Турниры проводятся уже лет 15, не меньше. Просто люди встречаются, каждый турнир - это что-то новое. Игроки периодически меняются, регламенты меняются, где-то устанавливаются разные возрастные ограничения. Зависит от того, какие команды собираются. В Лиде, например, будут категории «50+» и «39-49».
Здесь собираются люди, которые все ещё хотят подвигаться немного. И не просто подвигаться, а пообщаться, может быть, сходить на дискотеку, отдохнуть.
– А какие сложности возникают при организации подобных турниров? Наверняка ведь не так просто найти свободный зал, выдать иностранцам визы...
– Ну, скажем так, вопросы с визами и залом - самые больные. Все остальное проще. Несмотря на кризис, все ещё есть люди, которые готовы давать деньги на любительский спорт - ведь они и сами могут участвовать как в процессе организации, так и в игре. В принципе, мы второй год подряд проводим ветеранский турнир, и второй раз сталкиваемся с бешеным ценником на аренду спортзала. Выставляют такие цены, что просто невозможно понять, откуда эти цифры берутся. Вот в прошлом году к нам приезжали из России, Словакии, Польши. Кое-где нам тогда выставили больше 20 миллионов за зал - это деньги неподъемные для Гродно. В итоге нашли зал одного колледжа почти в 10 раз дешевле.
В этом году все было как-то скомкано, не хватало времени на все. Сегодня турнир, а ещё вчера двум нашим польским командам не ставили штампы в паспорт. Пришлось лично разговаривать с консулами, объяснять ситуацию - те пошли навстречу.
– Давай про "Регион". Как возникла идея создать свою школу? Что такое вообще "Регион-2010"?
– "Регион-2010" - это изначально детский проект. В какое-то время, скажем так, я остался без работы, и меня позвали в гродненский район инструктором по спорту с условием "только играй за нас на местных соревнованиях". Я говорю: "я так не могу. Давайте хоть детьми буду заниматься". В итоге набрал в сельскую школу детей, посмотрел - вроде есть заинтересованность у них. Нужно было создавать клуб, чтобы участвовать в соревнованиях, искать спонсоров на будущее и не только. Исполком района поддержал - делай, если есть желание. Может, кто-то в нас не верил, но в итоге мы открыли клуб, набрали детей и стали тренироваться. Вскоре подтянулись и городские дети. Мы дошли до определённого уровня, выиграли с 2000-м годом все областные соревнования, потом республику выиграли. Дошли до Северно-европейской юношеской лиги. Организовали районные соревнования среди сельских школ. Играли на стритбольные турнирах и заняли четвёртое место на "Содружестве".
А потом начались проблемы. Мы стали поперёк спортивной областной школе. Мы не понравились чиновникам, которых отчитывали за то, что какой-то районный клуб играет уже на уровне республики и на уровне Европы, скажем так. Пошло много козней и палок, причём на таком уровне, которые ну никак не решаются, если ты понимаешь. Плюс начали детей переманивать деньгами, предлагая стипендии. То есть вместо того, чтобы как-то объединиться, пошёл какой-то саботаж.
Дошло до очень крутого момента, что пришлось делать выбор, скажем так. Видя, что клубу не дадут развиваться в направлении детского баскетбола, мы перевернулись в любительский спорт. Естественно, детей мы тоже стараемся развивать, но основное - взрослый баскетбол, команда "Регион-2010".
– И сколько просуществовала детская школа?
– А она и сейчас есть. Она потихоньку существует, но уже не на том уровне, которого мы достигли в короткие сроки. Мы спустили наш уровень до простого общеобразовательного проекта, где дети играют в своё удовольствие. Периодически дети выезжают в близлежащие страны на турниры. Впрочем, мы со взрослым "Регионом" тоже участвуем в различных чемпионатах. В Белостоке есть, например, "Лига Зубров". Кто-то оплачивает все участникам, кто-то предлагает ездить за свой счёт.
– А есть кто-нибудь из воспитанников, кто уже чего-то добился в баскетболе?
– Ну, это же 2000-й год, парням по 16 лет. В РГУОР уехали Стубеда, Швакель, Навойчик - все они сейчас претендуют на попадание в кадетскую сборную Беларуси. А раньше играли за "Регион" в Евролиге и местных турнирах.
– То есть отношения с баскетбольным Гродно у вас не очень?
– Очень тяжело, скажем так, очень тяжело.
– А пытался ты куда-то обращаться? Письма писать в федерацию, например.
– Я раньше пытался что-то делать, но потом увидел, что чиновникам - особенно у нас в Гродно - это не нужно. Когда мне в лицо говорят "если бы ты не будоражил спокойствие, то все было бы хорошо", то становится понятно, что дальше что-то делать нет смысла.
Был прецедент на турнире в Мостах. Чтобы мы проиграли, нашей команде дали 45 фолов. Это просто нереально. То есть сели на скамейку 9 человек. И Сморгонь выиграла у нас только в третьем овертайме.
– А кто тренировал детей?
– Есть пара молодых тренеров: Ваня Яцевич, Сергей Зайко. Валентина Навойчик раньше была у нас. Но потом ушла и она, и несколько других опытных тренеров
– Просто вот говорят, что тренеры получают мало. Из-за этого ушли?
– Нет. Нет, у нас доплачивали, такого не было. Но была немного другая ситуация со старшими тренерами. В клубе относятся с уважением ко всем специалистам вне зависимости от возраста, но мы не допускаем каких-то "главностей" и вот этих вот общин. Есть руководитель клуба, и он решает вопросы, а не тренеры. Задача тренера - тренировать. Для вопросов по залам, соревнованиям, гостиницам и прочим есть администратор.
Но старшие тренеры решили "съерничать", и с ними пришлось немножко расстаться. Мы рассчитались полностью, пожали друг другу руки и разошлись.
– А если бы тебя позвали в какое-нибудь государственное учреждение, ты бы пошёл туда тренировать?
– Меня звали директором Гродненской СДЮШОР. И я был не против, но нашлось очень много противников тому, чтобы я туда пошёл. Думаю, мои мысли и мой подход не всем нравятся. Так что пусть все будет, как будет. Наверное, любительский спорт тоже нужно кому-то развивать, каждый пусть занимается своим делом. Я чувствую, что нахожусь на своём месте.
– А можно вопрос посложнее?
– Абсолютно любой.
– Как ты относишься к Шимковяку?
– Ммм...Я уважаю его как тренера и организатора. Есть моменты, которые мне не нравятся. Когда я только начинал движение в Гродно, Шимковяк был первым, кто предложил мне бросить все перейти к нему и тренировать девчонок. На что я ответил, что просто-напросто не сработаюсь с ним - у нас разные цели и подходы.
Я знаю его и его жену, не могу сказать про него ничего плохого. Он - тренер на своём месте.
– Говорят, что у него многие травмируются...
– Это один из тех моментов, которые я не приемлю. Я не выжимаю ни из кого силы до предела, я никогда к этому не шёл. У нас разные цели. Кому-то нужен результат, а мне, например, нужно, чтобы было удовольствие. Наверное, когда подход разный, работать вместе не стоит, потому что рано или поздно возникнет конфликт. Скажу ещё раз: у него свои цели и свои задачи. Он их решает. Для меня способы решения неприемлемы.
– А какие сейчас задачи у команды стоят?
– Основная задача - участие в ветеранских турнирах. В НБЛ мы участвуем ради молодых игроков, которые не могут бегать в определённых категориях других турниров со "стариками". У нас в списках 22 игрока, и треть из них - не старше 40 лет. И мы решили, что будем играть и на серьезном уровне в НБЛ, а это, в свою очередь, будет нам помогать участвовать в ветеранских турнирах. Хотя никакого серьёзного результата от нас никто не требует.
Мы играем не только в баскетбол, кстати. Вместе становимся на лыжи, на коньках катаемся, в волейбол играем. То есть "Регион" - это не просто команда, это определённый семейный коллектив. Здесь каждый друг друга знает, уважает. Мы встречаемся семьями, много кто между собой и детей крестил. Это такой коллектив, в котором приятно находиться, и возраст - не помеха. Все очень уютно себя чувствуют, нет никаких разногласий.
– А как образовалась эта ветеранская команда? Где ты их нашёл?
– Ну, скажем так, получилось, что я почти со всеми раньше пересекался на баскетбольной площадке. С некоторыми мы играли в "Азоте", с некоторыми вместе за университет бегали, а с кем-то ездил на ветеранские турниры просто так. В один прекрасный момент мы просто сели, сделали единые правила жизни команды для всех. Все, кого устраивали эти правила, остались и есть здесь до сих пор.
– А расскажи про свою баскетбольную жизнь. Как ты пришёл в баскетбол, где играл?
– Ну, профессионально я нигде не играл. Пару лет тренировался только с профессиональной командой. А в детстве я вообще не был похож на баскетболиста, в 16 лет - метр 48 ростом. Просто один раз случайно в детстве зашёл в зал, смотрю - парни играют в баскетбол. Попросился к ним, сказали "приходи". Так постепенно влился в баскетбольную жизнь.
Начинали после СДЮШОРа в команде вместе с Сашей Кудрявцевым. Только после одного из турниров в Польше его заметили и забрали в профессиональную команду, а меня по возвращении в Гродно - в армию. Это был 98-й год.
Саша после этого заиграл, а я после армии за сельхозуниверситет только баскетболил.
– А что ты думаешь в целом про белорусский баскетбол? Будет ли какое-то развитие?
– Я не раз высказывал своё мнение, которое многим не нравится. До тех пор, пока не придёт сильная рука и просто в определённый момент не сделает резкую смену поколения в руководстве, ничего в баскетболе не изменится. Старое поколение уже не хочет работать. Оно не пускает молодёжь. И поэтому ничего не меняется. Это моё мнение.
Очень много провалов по молодежным сборным. Чемпионат...Скажем так, это не чемпионат. Есть команда "Цмоки" - чемпион, есть "Гродно-93" - вечно второй, который не поднимется наверх и не опустится, потому что тут просто некому проигрывать. Наверное, соревнования больше любительского уровня, чем профессионального. Очень жаль, что это называется чемпионатом Высшей лиги. Я думаю, что нужна сильная рука, которая придёт и скажет: "Все, ребят, сворачивайтесь. Спасибо вам за работу, давайте мы теперь сделаем немножко по-другому". Когда это произойдёт, то тогда развитие пойдёт. Особенно в областных центрах. Хотя, может, в Минске уже что-то меняется, но в регионах не меняется ничего.
Я разговаривал с теми же эстонцами. У них была такая же проблема, но в определённый момент пришёл человек - и все прежнее руководство "попросили уйти". Всех убрали, поставили везде молодёжь, дали хорошие зарплаты...Ну, и ты знаешь, где сейчас Эстония, а где мы. Я думаю, что к этому нужно присмотреться.
– Да, к слову, зарплаты у нас низкие. Как думаешь, нужно ли молодому игроку уезжать отсюда за рубеж?
– На данном этапе - 100%. Если игрок хочет заиграть, то отсюда нужно уезжать. Вопрос в том, насколько грамотно федерация привяжет этого игрока к национальной сборной. Но это уже проблемы тех людей, которые этим занимаются в федерации. Повторюсь: если мы хотим видеть сильные сборные, то на данном этапе развития нужно отпускать игроков за рубеж. Мы просто не вырастим их собственноручно. Это лишь мой взгляд, но все же. Пусть они уезжают, играют, но при этом выступают за страну на международной арене.
Что касается учебы за рубежом для баскетболистов, то тут дело каждого. Там больше технологий, гораздо больше практики, больше возможностей раскрыться.
В Европе немного другая система развития. Там очень большая система любительского баскетбола: школьники, студенты, просто любители. И все там идет постепенно вверх. Пик - это сборная. Я как-то разговаривал с тренером молодежной сборной Польши. Он говорит: "вот у нас прошло первенство колледжей по стране, и мы собираем всех лучших в тренировочный лагерь - это 120 человек. Из них мы отбираем 80. До последнего лагеря доходит 20 человек". У нас же по некоторым возрастам и 20 не соберёшь. Когда есть массовость, есть из чего выбирать, то растёт конкуренция. А когда "ты, ты и ты играете, остальные смотрят", то о чем говорить?
– А как вообще, Гродно - баскетбольный город?
– Раньше - да. Помню, как сюда приезжал "Урал-Грейт", как финны приезжали. Залы забивались битком, на первенство города собиралось по 20 команд. В баскетбольных школах были платные группы. Сегодня если в зале на матч "Гродно-93" соберется 50 человек, то это уже успех. Сейчас все печально, очень печально.
– Окей, давай вернемся к "Регион-2010". Откуда команда берет деньги на поездки и турниры?
– Система жизнедеятельности команды построена на собственных деньгах. Каждый её участник каждый месяц сдаёт взнос в общую кассу. Плюс небольшая помощь спонсоров и района. Вот и получается, что каждый месяц мы можем позволить себе куда-то уехать: или в Польшу, или в Брест, или в НБЛ.
– А тяжело найти спонсора для баскетбольной команды? Тем более - любительской.
– Ну, на самом деле, да, не так просто. Надо же и правильно подойти к этому вопросу. Есть обеспеченные люди, которые хотят играть, но они нигде не играют. Нужно их пригласить в команду, дать им побегать вместе с остальными. Тогда они раскрепощаются, чувствуют себя уютно и сами предлагают свою помощь - потому что им это интересно. А просто отдавать деньги непонятно куда - сегодня такое не работает.
– А дети и жены не бунтуют, что вы постоянно пропадаете на баскетболе?
– Ооо, это больная тема. Приходится делать очень хорошие подарки (смеется). Ну, скажем так, поначалу были проблемы. Приходилось встречаться семьями, общаться. В итоге жены пришли к выводу, что лучше отпускать мужей на соревнования пару раз в месяц, чем смотреть, как они постоянно пьют пиво дома.
Плюс по возможности стараемся брать жён и детей с собой. Просто, скажем так, это дополнительные затраты по транспорту, проживанию. С другой стороны, когда жены видят в спортзалах других таких же больных баскетболом игроков, как мы, они понимают, что мы не ерундой ездим заниматься. А когда жены смотрят на 60-летних на площадке, они уже не будут скажут "что ты тут бегаешь, ты же уже старый". В Лиде, вот, на игру вышел 64-летний дядька!
Да и для детей хорошо. Они приходят к нам на тренировку, смотрят, учатся. Видят, что папы не на диване пиво пьют, а занимаются спортом.
Еще один момент, связанный с детьми. Они же не могут просто так, им нужно обязательно спросить: "Папа, а ты привёз медаль?" Или вот когда он несётся с медалью на груди в садик и рассказывает о победе отца всем в группе...Вроде и делаешь вид, что все нормально, но внутри-то как приятно.
Алексей Норман
Комментарии
Успехов и побед!
а что мешает?) и вообще, к такому коменту - имя подобрано правильное..
Было бы не плохо, если бы это интервью прочитали люди из руководства нашего баскетбола, которые реально заинтересованы в том, чтобы наш баскетбол стал развивается в правильном направлении!! Хотя, слушая наших чиновников, все они говорят правильно и вроде понимают что и как надо делать, но вот почему-то слова с делом у нас обычно расходятся....
некогда было))) прочитал...поже лаю удачи Региону и всем парням из вашей банды в частности!!!
RSS лента комментариев этой записи