A+ R A-

Гарлем по-русски

rr2913 062 jpg 625x625 q70
Баскетболист Александр Шалыгин может подпрыгнуть почти на полтора метра, перелететь через стоящую машину и забросить мяч в корзину сверху. Эти умения помогли ему стать чемпионом Европы в одном из ответвлений официального баскетбола — слэмданке, броске сверху. Последнее время в России этот вид спорта, добравшийся до нас из США, набирает все большую популярность. Как прыгать выше всех, Александр рассказал корреспонденту «РР»
(Фото: Иван Евстигнеев/из личного архива А. Шалыгина)
 

— Там дедуля готовит суп, поболтайте пока с ним, — говорит Александр, когда мы заходим к нему домой. Обыкновенная квартира в историческом, но маленьком городе Пушкине под Питером совсем не похожа на жилище мировой звезды баскетбола. Хотя, может, именно это и есть русский вариант американских «черных» кварталов — именно в этих мрачных и криминальных районах американских мегаполисов загораются самые яркие звезды стритбаскета — народного варианта баскетбола, в который играют на бетонных уличных площадках.

 

— Дедушка, это журналист, — с нежностью в  голосе обращается к деду Александр.

 

Дедуля прославленного игрока внуку по пояс. Он давит ножом чеснок для свекольника — запах разносится по всей кухне. Александр возвращается и наливает чай в кружку, на которой он изображен взлетающим над баскетбольной корзиной.

 

— Это мне фанаты подарили, — поясняет он. — Фотография с Moscow Open, международного соревнования по стрит-баскету. Очень крутой чемпионат — все трибуны заняты, большой ажиотаж. Аудитория набирается до двенадцати тысяч человек: кто-то участвует, кто-то болеет, проводится баскетбольная ярмарка — все как в Америке.

 

В случае с уличным баскетболом ссылаться на американский опыт имеет смысл хотя бы потому, что эта страна — родина и стрит-баскета, и слэмданка. Последний — редкий по красоте и сложности трюк, когда игрок подпрыгивает и кладет мяч в корзину сверху. В баскетболе это считается высшим пилотажем, хотя за такой бросок и не начисляют дополнительных очков. Зрелищные слэмданки настолько полюбились американской публике, что баскетболисты НБА стали устраивать между собой отдельные соревнования — на самый крутой и замысловатый бросок. Со временем прыжки становились все сложнее. Сейчас лучшие слэмданкеры мира научились на пути к кольцу перелетать через людей, машины, прочие препятствия. Элемент шоу привлек дополнительную аудиторию. Так из развлечения родился отдельный вид баскетбола, по которому сейчас разыгрывают первенства континентов. Естественно, раньше сильнейшие слэмданкеры мира были из США, но в последние годы им составили конкуренцию спортсмены из стран СНГ. Причем, чтобы стать профессиональным данкером, совсем не обязательно быть профессиональным баскетболистом. Александр Шалыгин по прозвищу Шал — дважды чемпион Европы по слэмданку, участник чемпионата мира, лучший данкер в России уже семь сезонов подряд. Баскетболом он занимался с детства. В студенчестве выиграл чемпионат России среди вузов (АСБ) в составе команды ЛГУ им. Пушкина, с ней же заслужил серебро на чемпионате Европы.

 

— В конце 90-х был очень популярен Майкл Джордан, а он был известен как раз своими прыжками. Его так и прозвали — Летающий Джордан. И у многих игроков в сознании осело: чтобы быть крутым баскетболистом, надо быть крутым данкером. Мне было тринадцать, и научиться прыгать стало для меня прямо-таки заветной мечтой. На тренировках я порой данкам уделял больше внимания, чем броскам, каким-то баскетбольным элементам.

 

— А не мешало это игре в команде?

 

— Конечно мешало! Иногда у меня страдала игра в защите, так как я берег силы, чтобы забить красивый данк. Со временем я стал разделять баскетбол и данки. В баскетболе уже не пытался через пять человек забить.

 

В 17 лет Александр выиграл городской данк-контест, потом всероссийский и стран СНГ. Наконец спортсмена заметил основатель команды профессиональных данкеров Slam Nation Кадур Зиани, бывший в то время лучшим мировым данкером. Он предложил молодому баскетболисту выступить на чемпионате Европы от России. Александр поехал и выиграл. Так началась карьера профессионального слэмданкера.

 

— Практически все данкеры самоучки, у них нет тренеров, — рассказывает Александр. — Это полностью твой креатив. В этом смысле его можно сравнить со сноубордом, который стал олимпийским видом спорта благодаря инициативе снизу, а не сверху. Вырастают субкультуры нового времени. Никто еще не успел создать международную федерацию, но уже есть те, кто может привлечь толпы людей на соревнования и шоу.

 

Слэмданк существует в нескольких видах. Во-первых, это данк-контест — соревнования данкеров, на которых судьи оценивают броски по нескольким критериям по 10-балльной шкале. Во-вторых, проводятся показательные данк-шоу, в которых оценок нет, самое главное — удовольствие зрителя. Наконец, сверху забивают на соревнованиях по баскетболу и стритболу.

 

— Людей, которые могут стать данкерами, немного. Просто забить сверху могут единицы. Забить просто и красиво — еще меньше. А человек, который может участвовать в международном данк-контесте, — это верхушка пирамиды, это один из нескольких сотен профессиональных игроков. Таких мало, но они уникальны. Человек из мировой топ-десятки может шокировать всех даже средненьким по собственным меркам броском.

 

Чувство прекрасного

 

Александр скидывает мне ролик, в котором баскетболисты НБА рассказывают, что для них значит данк, и параллельно выдвигает свою версию:

 

— Главный смысл данка — это энергетический посыл. Когда игрок забивает сверху очень мощный данк или делает красивую комбинацию, это эмоционально подстегивает команду. Особенно в какой-то переломный психологический момент в игре. Когда через вязкую защиту кто-то забивает данк, это выглядит со стороны как мощный удар, нокаут. Команду, которая забила данк, это подстегивает, а ту, которая пропустила, угнетает. К тому же это самый зрелищный элемент в баскетболе.

 

Бросок сверху оценивается по нескольким критериям: высота прыжка, фаза полета, то есть дальность отталкивания, зависание, а также сложность элемента. Например, пронесение мяча под ногой в воздухе, переворот, прыжок через людей или машину. Первые элементы стритданка, фристайла и баскетбольного шоу появились в США в середине прошлого века.

 

— Тогда расовая дискриминация была так сильна, что даже в НБА брали только белых игроков, — рассказывает Александр. — В Гарлеме нашелся человек, который набрал самых ярких чернокожих баскетболистов и проехал с ними по стране. Это был баскетбольный цирк. Они стали самой популярной командой в Штатах. Когда организовали матч с официальным чемпионом НБА, их команда умудрилась со своими шутками-прибаутками выиграть. В 2000-х с приходом Винса Картера, который забивал данки на новом уровне, волна популярности бросков сверху дошла и до Европы. На Олимпийских играх 2000 года Винс Картер забил «смертельный данк» — перепрыгнул через игрока ростом 2 метра 18 сантиметров.

 

Сегодня данкеры с мировым именем есть во Франции, Польше, в России и на Украине.

 

 rr2913_063.jpg Фото: Иван Евстигнеев/из личного архива А. Шалыгина
(Фото: Иван Евстигнеев/из личного архива А. Шалыгина)
 

— Практически у каждого данкера топ-уровня есть фирменные прыжки, которые никто не может повторить, — утверждает Александр. — Это действительно круто, когда ты можешь удивить людей. Их потрясает фаза полета, помноженная на силу удара. Когда я участвую в данк-контесте, пятьдесят процентов удовольствия получаю от участия и пятьдесят от того, что вижу уровень, на котором выступают другие данкеры. В слэмданке ты можешь максимально выразить себя, такого нет ни в одном другом виде спорта. В нем эстетика и сила очень сильно взаимодействуют. На чемпионатах, в которых участвовали только топы, например в Лондоне или Париже, каждый из нас, когда выходил, взрывал толпу. Битком набитые залы, сумасшедшая публика — на ушах стоят все. Мне кажется, у нас так только на концертах рок-звезд бывает.

 

Разность потенциалов

 

Увы, несмотря на присвоенное звание мастера спорта, о карьере профессионального баскетболиста Александр Шалыгин может только мечтать:

 

— У нас практически нет сейчас системы перехода игроков из лиг в профессиональные клубы, — говорит Александр. — В «Спартаке» нет ни одного питерского игрока, потому что это руководству невыгодно. Если руководитель берет какого-то игрока из дубля, он не может выписать ему большую зарплату, соответственно, сам получает за него копейки. Если же он выписывает легионера, зарплата у него в разы выше. Если ты директор клуба и тебя спонсирует какая-нибудь крупная копания, которая в баскетболе особо не смыслит, ты приходишь и говоришь: «Чтобы добиться результатов, нам нужны сильные игроки. В России сильных игроков нет». Хотя у нас игроки очень высокого уровня. В том же Питере команда «Феникс», которая каждый год выигрывает любительский чемпионат, выигрывает и всероссийский любительский чемпионат, причем с огромным счетом. Мы в ЛГУ имени Пушкина два года подряд становились чемпионами России и дважды были вторыми в Европе. Но при этом ни одному игроку из нашей команды не поступило предложение от питерского «Спартака». Я пытался играть, но столкнулся с теми же проблемами, что и все. А кто мне запретит дорогу в данк? Я выложил ролик на ютубе, меня посмотрели сразу 50–100 тысяч человек по всему миру. Зачем ломиться в непробиваемую стену? Можно найти другие варианты.

 

Несмотря на потрясающую зрелищность данков, увидеть их в обычной игре — большая редкость.

 

— В Европе от баскетбола всегда требовали прежде всего результата. Если ты пытаешься забить сверху и промахиваешься, ты подвел команду, — объясняет Александр, прихлебывая чай. — Традиционная американская школа баскетбола пропагандирует высокую атлетичность и зрелищность. В Америке в решающий момент ты можешь сделать неудачный данк, и тебя никто корить за это не будет. Но если ты забил, это очень большой плюс.

 

— Почему баскетбол в России не так популярен?

 

— Дело все в тех же клубах. Если в Америке баскетбол обязательно должен приносить прибыль, то в России он существует на деньги спонсоров. Отбил ты пятнадцать процентов от общего бюджета или тридцать — этим никто не заморачивается. В этом причина колоссальной разницы в популярности профессионального баскетбола. С другой стороны, если брать массовый баскетбол, то можно сказать, что сейчас он на подъеме. В России и Европе внедряют прообраз студенческой баскетбольной лиги, которая по популярности иногда опережает НБА. Называется Всеевропейская студенческая лига. Там огромная посещаемость, залы набиваются битком.

 

Хотя данк-контесты собирают толпы зрителей, данкеры в Европе — фанаты своего дела, которые занимаются слэмданком ради удовольствия, а зарабатывают чем-то другим. Александр Шалыгин сам развивает семейный бизнес, а также преподает баскетбол в пушкинской спортивной школе.

 

— В спортшколе я работаю потому, что получаю удовольствие, применяя свои умения. У меня уже есть мальчик, который 3,06 метра прыгает головой. Парню семнадцать лет, на любительском уровне играет в баскетбол. Я ему несколько упражнений показал, сказал: «Главное — сам занимайся. Приходи, тестики сдавай раз в неделю». И вот пожалуйста: человек обладает прыгучестью, превосходящей топовых европейских игроков, результат налицо. У меня есть мечта стать тренером по общей физической подготовке молодежной сборной России, — доверительно говорит Александр. — Потому что в российском баскетболе очень слабы методики развития прыгучести и вообще специальных физических качеств баскетболиста. Всех тренируют под одну гребенку. А я как раз перелопатил столько материала, что сейчас обладаю знаниями, которые необходимо перенести на высший уровень баскетбола.

 

Александр увлеченно рассказывает о любимом деле. Ему интересно работать с юными баскетболистами высокого роста: они сейчас будут поступать в вузы и могут попасть в новую волну развития студенческой лиги. Он немного наивно мечтает о том, чтобы в России можно было повторить американскую систему преемственности спорта от соревнований среди школ и колледжей к НБА.

 

— Студенческий спорт у нас развит довольно слабо. Специалисты не видят в ближайшие годы возможности для изменения ситуации, — замечаю я.

 

— Проблемы, конечно, есть. Сейчас уже лет пять как существует общероссийская студенческая баскетбольная лига, в ней участвует тысяча команд. Но в вузах отношение к этому не всегда хорошее. Ведь нужно хорошо платить тренеру, нужны хорошие залы. Обязательно должны быть условия для тренировок, потому что основной возраст, когда прибавляют в баскетболе, это студенческий. В Америке как раз в университетах проводится лотерея-драфт, когда клубы рафтуют, то есть бронируют игроков-студентов. НБА, например, на восемьдесят процентов набирают из американской студенческой лиги. А у нас, получается, нет преемственности в профклубы. Сейчас как раз время, когда все может измениться.

 

По материалам сайта http://expert.ru

 

0 Плохо0
 

Для публикации комментария Вам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!